Они озабочены только своими проблемами, как в данный момент получше устроиться в этом мире. Эгоисты спокойно и без сомнения нарушают все экологические, этические и жизненные принципы в угоду своим сиюминутным желаниям. С их согласия вырубаются леса, загрязняются моря и реки, нарушается баланс в природе. Все варианты экологических утопий, такие как совет А.Чаянова «пожертвовать Аральским морем» ради процветания Средней Азии порождены технократическим подходом, который традиционно недооценивал сложность связей в живой природе. На зарубежных экологических картах Арал показан как треугольник смерти. Здесь трагически пересеклись результаты экономических, политических и экологических ошибок. Единственный выход из положения — побудить хозяйственников уважать мнение ученых-экологов не на словах, а на деле.
История экологической культуры начинается с появления в биосфере Homo sapiensa (человека разумного). Тысячелетиями человечество накапливало опыт экологической культуры по взаимодействию с окружающей средой и личностными взаимоотношениями в обществе. Нарушенная сельскохозяйственной революцией гармония с окружающей средой привела к новому осознанию. Социальные революции изменили духовное сознание человека на эгоизм. Эволюция человечества достигла современного демократического общественного уклада с определённой степенью защищённости человеческой личности. Поэтому духовное прозрение и объединение человечества на базе экологической культуры является его самоспасением. Человечеству, чтобы преодолеть проблему высокой заболеваемости и смертности, стоит вспомнить забытую экологическую культуру и поменять взгляды современной медицины на новые энергетические, духовные пути лечения человека. Важным свойством нового сознания явится духовное богатство как культурное наследие наших предков.
Важно экологическое воспитание на духовном уровне, которое становится возможным лишь как результат расширения сознания человека и вывода его за пределы чисто индивидуальных корыстных интересов, к реализации его особого предназначения на Земле.
Современные реалии заставляют искать единые ценности, на которые должна опираться культура всего человечества. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования мировой экологической культуры. Развитие общества, его выживание и стабильность требует мобилизации всего множества типов культурного опыта. Единственный шанс выжить, человечество получит, только кардинально изменив стратегию своих взаимоотношений с биосферой, а именно, сменив природопокорительское мировоззрение на альтернативное ему. Проявлениями экологического кризиса являются изменения, угрожающие естественной основе жизни человека и негативно воздействующие на развитие общества: опасность изменения генетического фонда; недостаточная энергетическая, ресурсная и продовольственная обеспеченность; демографический дисбаланс; растущая загрязнённость окружающей среды. В связи с бурным научно-техническим прогрессом, вторжением человека в биосферу и рядом других проявлений человеческой деятельности, носящих глобальный характер, возникают болезни цивилизации. Они связаны с духовным неблагополучием, нарушением морально-нравственных норм и механизмов адаптации к неблагоприятным факторам антропогенно изменённой среды в условиях стремительного роста прогресса.
Сегодня никто из числа здравомыслящих ученых и политиков уже не ставит под сомнение наличие экологических проблем глобального значения, равно как и бесперспективность продолжения прежнего (технократического) пути развития общества. Вопрос в другом: как прийти к согласованным действиям, пересилив «локальные» государственные устремления?
Можно дискутировать о многозначности термина «экологический эгоизм» (или: «национальный эгоизм в экологической сфере»), прежде всего применительно к слаборазвитым странам, однако в любом случае дефицит материальных ресурсов, нищета, равно как и несовершенство технологии в конце XX в., не могут служить оправданием продолжающегося разрушения экологических систем. В этом смысле и кислотные дожди на востоке Северной Америки и в Западной Европе, и трагедия Чернобыля, и деградация амазонской сельвы, и нарушение природного равновесия в Персидском заливе в результате войны 1993 г. — есть суть проявления одного и того же экологического эгоизма. Столь широкая его трактовка оправдывается полным осознанием правительствами и общественностью разных стран надвигавшихся экологических бед и их тяжелых последствий.
Было бы неверно сводить экологическое движение в современном мире лишь к национальным усилиям и недооценивать природоохранное сотрудничество в глобальном масштабе. Еще в 1972 г. в рамках ООН была учреждена межправительственная организация «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП), которая пыталась развернуть свою деятельность в координации с рядом специализированных учреждений ООН и других организаций (ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ, ФАО, ЮНИДО, МАГАТЭ и др.). По ее инициативе и под ее эгидой прошли два десятилетия природоохранного сотрудничества в системе ООН. Реальными стали мероприятия по созданию глобальной системы мониторинга окружающей среды, выявлению потенциально токсичных химических веществ, по программам образования в области экологии и здравоохранения. Кроме того, процесс гармонизации в решении экологических проблем развивался на региональном и субрегиональном уровнях.
Только в последние годы были приняты документы качественно нового характера, обязывающие государства перестроить соответствующие отрасли промышленности. Среди них: Европейская конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния, Конвенция по защите озонового слоя, двусторонние соглашения между ОПТА и Канадой, США и Японией о регулировании вопросов трансграничного загрязнения. Нахождение «экологических компромиссов» наблюдается сегодня главным образом между индустриально развитыми странами, способными направлять на охрану природной среды крупные ассигнования, впрочем, и их явно недостаточно.
К сожалению, большинство принимавшихся до последнего времени международных соглашений, по существу, не затрагивали сколько-нибудь глубоко внутреннюю политику государств в данной области. Выполнение ими взятых на себя «экологических» обязательств вовсе не требовало реорганизации их хозяйственной деятельности. В результате между понятиями «экологический эгоизм» и «экологическое преступление», несомненно родственных по содержанию, продолжала сохраняться огромная дистанция.
Проблема утилизации отходов перед человечеством стояла всегда. Жизненно важной она стала в средневековых городах, во время эпидемий чумы, а в ХХ веке, с появлением негниющего мусора она начала казаться неразрешимой. Закапывать мусор неудобно по целому ряду причин. Сжигать — непросто, а иной раз и опасно, достаточно вспомнить о диоксинах. Значит, надо совершенствовать методы сжигания (например, разрабатывать установки для пиролиза) и налаживать реутилизацию, чтобы не сжечь что-нибудь полезное. И финансовые интересы корпораций, крупных собственников не должны быть в этом плане определяющими.
Бережное отношение к окружающей нас природной среде, сохранение ее, восстановление – этому надо учить с детства, преодолевая присущие человек лень и эгоизм. Эгоизм — страшная беда для всего человечества. И противостоять ему — самая сложная задача, которая стоит перед всеми людьми.